fddy (fddy) wrote,
fddy
fddy

Category:

Что такое миссионерство и как с ним бороться

     Была у древних греков в свое время легенда о царе Мидасе, который превращал в золото все, к чему бы ни прикасался. Хотя царь тот едва не умер голодной смертью, грекам с ним еще очень повезло - золото все-таки металл благородный. Но и в наше время бывают люди, которые обладают похожим свойством, вот только то, к чему они прикасаются, превращается вовсе не в золото, а совсем даже наоборот. Если бы речь шла о материальных предметах - было бы не так плохо, ведь даже самой никчемной вещи можно придумать применение, в крайнем случае на костре сжечь или в качестве удобрения сгодится. Но слово, потерявшее свое значение - не годится ни для чего.

     "Миссионерство" - как раз такое слово. Часто в разных околоцерковных спорах по поводу этого самого миссионерства вспоминают русских миссионеров 19-го века, причем миссионеры из числа обновленцев любят величать себя наследниками тех самых миссионеров прошлого, на что получают справедливые возражения от традиционно ориентированных противников. В самом деле: "missio" по-латински означает "посылать", но кто, куда и зачем посылал самозванных миссионеров, и главное, на какие такие деньги?

     Сейчас ситуация такова, что миссионерство уже фактически стало синонимом обновленчества, так что называться миссионером стало просто стыдно и неприлично. В обозримом будущем это слово уже не отмыть. Да и стоит ли это делать? Само слово - западного происхождения, того явления, которое им когда-то именовалось, уже нет. Видимо, придется смириться с таким самоназванием некоторой группы околоцерковных либералов и попробовать рассмотреть вопрос по существу.

     Миссионерство в том виде, в каком оно досаждает сейчас Русской Церкви - явление достаточно древнее и существовало еще в ветхозаветные времена. Пророк Иеремия так обличал современных ему миссионеров: Не посылах пророки, а они течаху: не глаголах к ним, и тии пророчествоваху. О чем же они пророчествовали? А вот о чем: глаголют отвергающим мя: глагола Господь, мир будет вам: и всем, иже ходят в похотех своих, и всякому, ходящему в строптивстве сердца своего, рекоша: не приидут на вас злая. Знакомая песня, не правда ли? А ведь с тех пор прошло уже больше двух с половиной тысяч лет.

     Несоответствие внутреннего и внешнего, слов и дел, убеждений и деклараций при повышенной внешней активности - отличительная особенность миссионеров во все времена. И неудивительно, что во время окончательного падения ветхозаветной церкви миссионерство расцвело буйным цветом. Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко преходите море и сушу, сотворити единаго пришелца: и егда будет, творите его сына геенны сугубейша вас - обличает Христос миссионеров. Его не послушали тогда, не слышат Его и сейчас, пытаясь внешними действиями и красивыми словами скрыть свою порочную сущность. Но Господь заповедал своим ученикам поступать совсем по-другому: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех. Древние подвижники, уходя в пустыню, даже и не думали ни о каком миссионерстве, а все больше о своих грехах и о том, как очистить свою душу. И через каких-нибудь полсотни лет вокруг них спасались тысячи, а их душеполезные писания и по сей день служат руководством ко спасению для всех, кто не на словах только, а на деле следует за Христом.

     Ведь на самом деле никого, никогда и никакими человеческими силами обратить ко Христу невозможно: никтоже может приити ко Мне, аще не будет ему дано от Отца Моего, говорит Господь. Именно эти слова имели, как известно, совершенно антимиссионерские последствия: от сего мнози от ученик Его идоша вспять, и ктому не хождаху с Ним. Но двенадцати апостолов оказалось достаточно, чтобы благая весть распространилась по всему миру, причем без всяких там переводов богослужения на разговорный язык, воцерковлений современной культуры, смягчений покаянной дисциплины и прочего подобного, что интересно.

     Первым миссионером, не только по духу, но и по форме похожим на современных, был, наверное, еретик Арий. Для образованных граждан он писал заумные богословские трактаты и разводил длинные и нудные дискуссии, а для простого народа сочинял веселые песенки, в которых доступным языком излагал свое учение. К чему привела подобная миссионерская деятельность - знает всякий, знакомый с церковной историей.

     Когда хотят показать, что в результате подобного миссионерства получается совсем не то, что ожидалось, обычно приводят в пример католиков с их вторым ватиканским собором. Но есть и другие примеры. В 19-й главе книги Деяний святых Апостол так повествуется о самозванных миссионерах и их столкновении с духовной реальностью: начаша же нецыи от скитающихся иудей заклинателей именовати над имущими духи лукавыя имя Господа Иисуса, глаголюще: заклинаем вы Иисусом, Егоже Павел проповедует. Ничем хорошим это не кончилось: отвещав же дух лукавый рече: Иисуса знаю и Павла свем, вы же кто есте? И скачя на них человек, в немже бе дух лукавый, и одолев им, укрепися на них, якоже нагим и ураненым избежати от храма онаго. Нынешние миссионеры тоже опасно ходят, и вот почему. Как и сами они признают, их деятельность ориентирована прежде всего на молодежь. Но современная молодежь, при всех ее недостатках, реальных или вымышленных, имеет в массе своей одно хорошее свойство: она очень легко распознает ложь и лицемерие. И никогда их не прощает.

     Много шума среди миссионеров и обновленцев наделало недавнее обращение московских священников к будущему Архиерейскому Собору. И неспроста: ведь в том обращении богослужебная реформа и догматические отступления рассматриваются как один и тот же процесс. Это действительно так, бурная миссионерская реакция свидетельствует об этом лучше, чем любые рассуждения. И многие уже сейчас это признают, но вот делать выводы из этого почему-то боятся.

     Если почитать, к примеру, дискуссии по поводу миссионерства где-нибудь на "Русской линии" - можно от скуки умереть. Аргументы сторон давно известны и неизменны, обсуждения ходят по кругу до тех пор, пока не скатываются к взаимной ругани, и не видно всему этому ни конца, ни края. А тем временем миссионеры продолжают делать свое черное дело. В чем же ошибка? А ошибка в том, что традиционно ориентированные православные до сих пор склонны считать миссионеров и обновленцев своими братьями-христианами, только заблудшими.

     Так вот, никакие это не христиане. И относиться к ним следует соответственно. Независимо от того, умеренные они обновленцы или радикальные, занимают ли архиерейские кафедры или мельтешат во всяких мелких политических сборищах, публикуют ли научные труды или пачкают бумагу в глянцевых журнальчиках. И если кто из православных христиан желает потратить впустую время и вступить в дискуссию с миссионерами - нужно исходить из этого и общаться с ними, как с иноверцами. Это странным и непонятным для многих образом позволяет сохранить мир в душе и обойтись в таких дискуссиях без ругани хотя бы с одной стороны.

     Ничего странного, кстати, здесь нет. Это общий принцип: не следует считать никакого человека ближе к себе, чем это есть на самом деле. Иначе к этому человеку невольно предъявляются требования, которым он не может и не желает соответствовать, причем даже не из злого умысла, а просто потому, что таково его внутреннее устроение. Вот тут-то и начинаются обиды, упреки и всякое непонимание.

     А еще лучше вовсе не разводить с миссионерами никаких дискуссий. Тем более, что говорить с ними, в общем, не о чем - вера у нас с ними разная, общих мировоззренческих оснований для дискуссии просто нет. Но есть в таком воздержании и практическая польза. Как известно, там, где собирается N евреев, образуется 2N-1 политических партий. А большинство современных миссионеров - как раз таки да. И чем скорее им будет устроена обструкция, чем скорее они окажутся предоставлены сами себе - тем быстрее среди них начнутся распри и нестроения.

     А если кто желает практических действий, тому тоже следует понимать, с кем он имеет дело. Как, например, поступать, если настоятель храма вздумал устроить у себя "миссионерский приход"? Да так же, как если бы этот настоятель был пьяницей, вором и развратником. "Со избранным избран будеши и со строптивым развратишися", говорит псалмопевец. И не надо бояться обвинений в донатизме - лучше четыре раза в год ездить причащаться в соседнюю епархию, чем повредить своей душе. А "евхаристическая экклезиология" - вообще ересь, если уж называть вещи своими именами. Никаким "смирением и послушанием" пребывание в таких сообществах оправдать нельзя - если в результате вместо возрастания в добродетелях теряется мир душевный и возникают обиды и раздоры - значит это ложное смирение и ложное послушание. Можно, если есть время, силы и желание, действовать через официальные церковные структуры, но ничего путного из этого скорее всего не получится. Самый верный способ борьбы с миссионерством - это, конечно, захват власти. Если же продолжать делать вид, что ничего страшного не происходит, то в скором времени, очевидно, Русская Православная Церковь прекратит свое существование.

Subscribe

  • Новый год к нам мчится, скоро все случится

    А пока можно сделать кое-какие выводы. 1. Как и ожидалось, халява для РПЦ закончилась, и похоже, что навсегда. Наименее упоротые представители…

  • (no subject)

    Пока православно-патриотическая тусовка сходила с ума (как я и думал, их таки перевели на внешнее управление, закрепив тем самым на самой нижней…

  • (no subject)

    Очередная порция свежей гомосятины подоспела из МПшных недр как раз вовремя. Только было правящий режим попытался найти в ней поддержку и опору (а…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments

  • Новый год к нам мчится, скоро все случится

    А пока можно сделать кое-какие выводы. 1. Как и ожидалось, халява для РПЦ закончилась, и похоже, что навсегда. Наименее упоротые представители…

  • (no subject)

    Пока православно-патриотическая тусовка сходила с ума (как я и думал, их таки перевели на внешнее управление, закрепив тем самым на самой нижней…

  • (no subject)

    Очередная порция свежей гомосятины подоспела из МПшных недр как раз вовремя. Только было правящий режим попытался найти в ней поддержку и опору (а…